Офтальмология животных (глазные болезни собак и кошек)

Большое количество животных приводят в клинику с различными заболеваниями глаз.

Коньюктивиты

Наиболее часто регистрируются:

• острый или хронический катаральный;
  • фолликулярный;
  • гнойный;
  • флегмонозный или фибринозный конъюнктивиты.

Это связано с тем, что конъюнктива находится в контакте с воздухом и внешней средой.

В конъюнктивальном мешке постоянно присутствуют различные микроорганизмы, которые при снижении защитных свойств конъюнктивы могут вызвать ее воспаление. При заболеваниях внутренних органов, многих вирусных заболеваниях, нарушении обмена веществ также развиваются конъюнктивиты. Также причиной является попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел:

• пыль,
  • песок,
  • шерсть,
  • семена растений и т.д.,
  • при химическом ожоге конъюнктивы газами, кислотами, щелочами и различными бытовыми средствами.

Для промывания глаз назначают травяные отвары или готовые лосьоны. Для лечения используются различные антибактериальные, антигистаминные, противовоспалительные, увлажняющие и заживляющие капли и мази, направленные на снятие воспаления и устранение причин возникновения конъюнктивита. В ряде случаев для установления этиологии заболевания применяют ряд лабораторных диагностических методов: посев смыва с конъюнктивы на питательные среды, иммуноферментное и иммунофлюоресцентное исследование смывов для обнаружения антигенов возбудителя.

Сильное слезотечение

Достаточно часто у собак и кошек преимущественно с раннего возраста длительное время наблюдается сильное слезотечение, оно может быть постоянное или ремитирующее. Встречается у всех пород, как собак, так и кошек, но особенно часто эта проблема наблюдается у йоркширских терьеров и персидских, британских и шотландских вислоухих кошек. Часто владельцы не придают значение этой проблеме, ошибочно полагая, что слезотечение вызвано физиологической особенностью породы их животного.

Однако, в большинстве случаев, истечения являются следствием микоплазменной или хламидийной инфекции, которые являются опасными и для человека. Лечение таких инфекций специфичное и после подтверждения диагноза используют капли и мази и системное применение антибиотиков тетрациклинового ряда или макролидов. Курс лечения длительный, 3-4 недели.

Конъюнктивиты у кошек часто имеют вирусное происхождение: вирус герпеса (ринотрахеит) и калицивироз. К лечению таких животных надо подходить особенно. Назначают противовирусные препараты, иммуностимуляторы, проводят курс антибиотикотерапии. Для глаз используют противовирусные капли. У неправильно привитых щенков причиной гнойного конъюнктивита может быть чума собак.

Породные особенности

Очень многие заболевания глаз у собак и кошек вызваны различными породными особенностями. У собак имеющих выпуклые глаза, например мопсы, шитцу, пекинесы и т.д., глазное яблоко травмируется волосками в углу глаза и шерстью носовой складки. Собаки с этой проблемой постоянно страдают кератитами, язвами роговицы. Таким собакам лучше сразу сделать пластику: уменьшение глазной щели, которая накроет глаз веками и удаление носовой складки. В обратном случае, судьба таких собак к 8-10 годам – это пигментозный кератит, синдром сухого глаза, язвы роговицы.

У таких пород как шарпей, чау чау уже с 3-х недельного возраста часто обнаруживают заворот век. Ресницы и волоски век трут роговицу, что приводит к конъюнктивитам и кератитам, собаки не могут открывать глаза из-за боли, наблюдается обильное слезотечение. Решить эту проблему поможет только пластика век.

Скатывание слезы через край нижнего века

У некоторых собак и кошек встречается нарушение механизма слезоотделения, наблюдается скатывание слезы через край нижнего века – слезотечение, шерсть пачкается, остаются коричневые следы. Часто это врожденная патология и наиболее предрасположены хины, пуделя, персидские и британские кошки. Причин может быть несколько: неглубокое глазное зеркало и слеза стекает наружу; искривление, засорение, сужение слезного канала, а иногда и его заращение или отсутствие. Слезный канал можно промыть, но эту процедуру приходится делать под наркозом и часто через 2-3 месяца канал снова может забиться. Таким собакам и кошкам лучше промывать глаза, следить за гигиеной шерсти вокруг глаз с помощью специальных лосьонов. Можно пробовать капли, уменьшающие слезотечение. Такие препараты как тетрациклин или трихопол могут на короткое время решить проблему пятен на шерсти вокруг глаз, но постоянно эти средства применять нельзя. Таким животным лучше всего просто постоянно следить за гигиеной глаз.

Аденома третьего века

Много собак приводят в клинику с аденомой третьего века. Существует 2 способа решить проблему. Первый: аденому вправляют и подшивают над третьим веком, чтобы она не выскакивала, назначают капли и мази с антибиотиком. У многих собак аденома остается большой, глаз гноится и ее приходится удалять. Пробовать подшивать аденому лучше таким породам, которые предрасположены к синдрому сухого глаза, например спаниелям. Другим породам, если аденома большая, воспаленная лучше сразу удалять. У йоркширских терьеров, с обильным слезотечением, аденому тоже лучше удалить, скорее всего, слезотечение уменьшится. Необходимо знать, что аденомы третьего века чаще всего бывают парными, и скорее всего на втором глазу она также появится через некоторое время.

Катаракта, глаукома и другие заболевания

Существует ряд заболеваний глаз, характерных для старых животных. Катаракта, глаукома, пигментозный кератит и синдром сухого глаза.

При лечении животных с глаукомой, используются средства, понижающие внутриглазное давление за счет уменьшения секреции водянистой влаги: бетоптик, тимолол и др. Одновременно внутрь назначают диакарб и панангин.

Для животных с катарактой начальной стадии назначают рибофлавин, и капли квинакс, офтан-катахрома и др. Помимо этого назначают пирацетам или ноотропил, трентал, витамины с лютеином для улучшения зрения у пожилых собак.

При диабетической катаракте необходимо лечение основного заболевания, добиваясь стойкой компенсации диабета. При зрелой катаракте иногда показано хирургическое лечение, проводится замена хрусталика. Прежде чем делать операцию учитывается возраст и здоровье животного. Принимается во внимание тот факт, что собаки и кошки, даже полностью ослепнув, хорошо ориентируются в квартире, гуляют на поводке и при должной заботе, не сильно страдают от отсутствия зрения, данная операция не всегда дает желаемый результат, поэтому окончательное решение о ее проведении остается за владельцем животного.

В нашей клинике ведется прием животных с различными заболеваниями глаз, проводится диагностика, оказывается помощь, назначается терапевтическое лечение.

Также мы проводим хирургические операции:

• по пластике век;
  • удалению аденомы третьего века;
  • вправлению глазного яблока после травм;
  • удалению дермоида;
  • энуклеации и висцерации глазного яблока;
  • наложению швов при ранениях век и глазного яблока и т.д.

Главный ветеринарный врач ветеринарной клиники «КИБЕЛА» Фокичева А.П.